Наука в любой стране мира остро нуждается в финансировании и коммерциализации. Еще в 2011 году Парламент РК принял Закон “О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности”. Это был фактически первый документ, регулирующий взаимодействие бизнеса и науки. Благодаря ему появились официальные формулировки терминов “инновация”, “инновационный грант”, “индустриально-инновационная деятельность” и “коммерциализация технологий”. Затем была внедрена поправка в Кодекс “О недрах и недропользовании”, в результате которой недропользователи в период добычи полезных ископаемых стали обязаны выплачивать 1% от их совокупного годового дохода на развитие науки в РК. Это был важный шаг по увеличению финансирования прикладной науки в Казахстане за счет негосударственных средств. В СМИ писали, что такое изменение поможет инноваторам получить до 250 млн долларов уже в первый же год после ввода законодательной поправки. Однако на практике ожидания не оправдались в полной мере.
О том, как же сегодня будет работать принцип 1% затрат недропользователей в пользу науки, в интервью “Литеру” рассказал руководитель Фонда “Центр научно-технологических инициатив “Самгау” Максат Мамашев.
— Максат Талгатович, поясните читателям принцип отчисления 1% на науку в стране?
— Согласно Кодексу о недрах и недропользовании, три категории недропользователей — добывающие углеводороды (нефть и газ), уран и твердо-полезные ископаемые — должны финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, так называемый НИОКР, то есть тратить 1% от своих затрат на добычу на науку в Казахстане.
Есть регламенты, регулируемые соответствующими уполномоченными органами, как этот 1% должен тратиться. Задача, поставленная Президентом страны, — это развивать науку и интегрировать ее с производством, потому что 1%, по сути, есть некий налог государства, чтобы недропользователи обеспечивали технологическое развитие путем стимулирования прикладной науки Казахстана. Сразу оговорюсь, что даже при эффективном использовании и этих средств не будет достаточно для развития науки в соответствии с требованиями времени. Параллельно из бюджета идет финансирование других форм науки, например, ПЦФ-финансирование (программно-целевое финансирование на целые научные программы в конкретной отрасли), грантовое финансирование и другие. Для качественной технологической модернизации страны и государственные, и негосударственные источники финансирования науки должны ежегодно увеличиваться.
Вернемся к цифре 1%, проблема в чем? С одной стороны, компании-недропользователи не всегда обладают необходимой компетенцией по формированию научной программы, либо они намеренно используют деньги не на НИОКР, а на какие-нибудь инжиниринговые услуги, проектирование или иные вспомогательные процессы основной деятельности под соусом науки. Да, есть утвержденные приоритетные направления, на которые можно тратить средства. Но насколько тот или иной проект соответствует критериям НИОКР, фактически никто не проверяет. С другой стороны, бюджеты работ зачастую являются неадекватными, существенно завышенными. В то время как финансовую составляющую НИОКР-проектов за счет средств недропользователей вообще никто не контролирует.
Для небольших компаний главное — отчитаться перед уполномоченным органом об исполнении обязательств по требуемому объему, но механизмов по контролю эффективности, отчетности по результатам проектов у государства в настоящее время нет. Есть вопрос пассивности научного сообщества, отдельные представители которого из года в год мусолят свою научную тему, не предлагая новые актуальные темы, в то время как более активные представители либо не верят в возможность достучаться до производственников, либо в силу разных причин не могут использовать имеющиеся каналы коммуникаций.
— В 2022 году по поручению Президента Касым-Жомарта Токаева был создан ЦНТИ “Самгау”. Что должен решить Ваш центр?
— Проблемы, о которых я выше рассказал, в рамках группы компаний “Самрук-Казына” и призван решить наш центр. В задачи Центра научно-технологических инициатив “Самгау” (ЦНТИ) входит системное сотрудничество с научным сообществом для внедрения научных разработок в производство. Ключевая первоначальная задача — это аккумулировать 1% от недропользователей группы и выстроить эффективную систему отбора проектов для финансирования за счет этих средств.
Принят новый корпоративный стандарт по организации НИОКР и инновациям в группе компаний “Самрук-Казына”. С октября прошлого года мы вплотную работаем с Министерством энергетики и Министерством науки и высшего образования по выработке обновленного регламента о порядке использования 1%. По плану в следующем месяце, в мае, эти правила будут утверждены совместным приказом этих двух министерств и центр станет полноправным участником процесса.
Параллельно мы выстраиваем прозрачную систему отбора проектов, которая делится на две части: есть проекты, которые инициируют дочерние, зависимые компании “Самрука”, они должны их инициировать совместно с какой-либо казахстанской научно-исследовательской организацией. Подчеркну, исполнителем научного проекта должна быть аккредитованная казахстанская научная-исследовательская организация.
Затем научный проект мы пропускаем через трехэтапную экспертизу. Внутри мы проводим первичную валидацию, относится ли проект вообще к категории НИОКР, к какой стадии и научным приоритетам. Если валидация подтверждена, мы помогаем с формированием заявки и отправляем в Национальный центр государственной научно-технической экспертизы (единственный уполномоченный государственный орган, который может проводить внешнюю научную экспертизу проектов), где есть пул отечественных и зарубежных экспертов. Другими словами, каждый наш проект будут оценивать два зарубежных и один местный эксперт.
В дальнейшем проекты более масштабные, например, со стоимостью свыше 500 миллионов тенге, планируем дополнительно отправлять на экспертизу в European Science Foundation (ESF), с которыми мы сейчас на стадии подписания договора о сотрудничестве. Эта организация — основной оператор большинства научных программ Европейского союза, которая осуществляет мониторинг, экспертизу научных проектов стран Европейского союза.
Параллельно осуществляется финансовая и отраслевые экспертизы проектов, что должно решить проблемы завышенных бюджетов и невостребованности проектов.
Для большей прозрачности мы хотим весь процесс от момента подачи заявки на валидацию до завершения проекта перевести в единый информационный портал, доступ к которому мы дадим представителям “Самрук-Казыны”, министерствам, и все эксперты в онлайн-режиме будут видеть, какие заявки зашли, как они оценивались, отслеживались, на какой стадии проект находится, утвердили ли его на уровне научно-технического совета “Самрука” (НТС).
При открытии финансирования каждый проект на каждом этапе будет проходить мониторинг реализации, предоставляться отчетность, проводиться оценка результатов. Проект завершен и вновь оценка, то есть весь цикл проекта от его инициации до его завершения будет в единой системе, все будет оцифровано.
Кстати, Совет по научно-технической политике в РК, возглавляемый Премьер-министром, инициировал создание глобального информационного портала, в котором будут соединены все предложения по финансированию науки, будут подключены все организации, которые в той или иной степени финансируют научные проекты. С другой стороны, сами научно-исследовательские организации смогут получить информацию, где, какая программа, финансирование, как она реализуется, какие результаты.
Планируется, что пилот данного портала будет запущен в августе этого года. Наш портал ЦНТИ “Самгау”, который тоже в пределах этих сроков будет запущен, обязательно интегрируется с вышеуказанным порталом. Помимо данной работы, нам важно, чтобы подобно порталу по инновациям Правительства сам Центр “Самгау” стал своеобразным порталом по взаимодействию научного сообщества Казахстана с производственными компаниями “Самрука”. Одновременно мы должны стать и центром компетенций по технологическому развитию холдинга. Для этого мы уже приступили к анализу инновационной зрелости наших предприятий, следующими логическими этапами станет программа развития необходимых инновационных компетенций сотрудников и технологический аудит для определения приоритетных направлений технологического развития компаний.
— А как было раньше?
— В первую очередь каждый недропользователь группы инициировал и реализовывал (финансировал) НИОКР-проекты самостоятельно. Кроме того, раньше в “Самруке” не было экспертизы научных проектов, хотя они рассматривались на научно-технических советах компаний и фонда, однако детальной предварительной проработкой никто не занимался, мало отслеживались результаты проектов. С появлением Центра “Самгау” в прошлом году начался предварительный анализ научных проектов без внешней экспертизы. В конце прошлого года мы провели два научно-технических совета, и члены НТС отметили, что качество подаваемых научных проектов существенно улучшилось. В текущем году с утверждением нового корпоративного стандарта уже внедрена новая система экспертиз, о которой я говорил.
Поэтому основные задачи ЦНТИ “Самгау” — повысить качество проектов, повысить прозрачность отбора, чтобы обеспечить доступ науки к производству — планомерно реализовываются.
По мере увеличения наших финансовых возможностей мы планируем запустить систему отбора и финансирования проектов, которые не будут связаны с “Самрук-Казына”, это будут внешние заявители. Если у “дочек” “Самрук-Казына” первичной оценкой являются научно-технические советы компаний (у них есть свои НТС), то для нас первичной оценкой будет Steering Committee (управляющий комитет). Мы у себя создали независимый управляющий комитет, куда входит пятнадцать независимых экспертов, имеющих научный или производственный опыт, это авторитетные в своей отрасли специалисты, их круг будет еще расширяться. Другими словами, мы хотим финансировать не только научные наработки группы компаний “Самрука”, но и помочь всем другим организациям Казахстана воплощать интересные и полезные наработки, отвечающие общенациональным интересам нашей страны.
Полагаю, что в целом наш Центр научно-технологических инициатив “Самгау” и внедрение всех указанных механизмов рассматривается государством как пилотный проект по эффективному управлению средствами недропользователей, направленных на науку. Не исключено, что в дальнейшем наш опыт будет в том или ином виде транслироваться на страновой уровень, что может повысить как объем финансирования прикладной науки, так и качество реализуемых проектов.
Пользуясь случаем, хотел бы поздравить всех работников научной сферы с профессиональным праздником, уверен, что новые подходы в развитии науки, инициированные Главой государства, обязательно принесут положительные результаты на благо народа Казахстана!